А начиналось все еще в далеком XIV веке при Дмитрии Донском. «Профейерверки», которые тогда назывались «потешными огнями», взрывались довольно быстро и радовали народ совсем недолговременным эффектом. Кроме того, их привозили из Германии, поэтому в Древней Руси «огненное чудо» – было очень редким явлением. 
В Смутном времени сама структура фейерверка усложнилась, так например, Лжедмитрий I и Марина Мнишек устроили праздничный фейерверк, который показал трехглавого змея, дышащего огнем. 
Но истинное государственное значение пиротехнические выступления приобрели только в конце XVII века. «Потешные огни» на столько понравились Петру I, что он использовал их сначала на маскарадах – веселья ради, а затем и вовсе узаконил их. С 1696 года любая победа в военных действиях отмечалась фейерверком. Ориентировочно в тоже время, начали праздновать Новый год 1 января, громко и ярко, используя пиротехнику. Так как явление это было ново и безумно красиво, фейерверк собирал целые толпы людей, «от млада до стара», «от власти имеющих до неимущих». Петр Великий также использовал фейерверки для развития науки, в частности химии. Все знания, полученные с помощью экспериментов, активно были использованы в дальнейшем в военных целях.

Все мы помним, что Екатерина II была «женщиной увлекающейся». Маскарады, прогулки, царские забавы – все это было практически ежедневно. Любила императрица и фейерверки. В Петербурге в 1758 году было показано несколько праздничных фейерверков, которые по своему масштабу превзошли все остальные, и заслужили «титул» самых грандиозных и потрясающих представлений. Вплоть до смерти императрицы, они регулярно устраивались и в Петергофе, и в Москве. Появились они также в Полтаве и Казани. 
В XVIII веке фейерверки начали ставить в виде организованных шоу, включающих в себя несколько частей. По схеме драматического произведения – вступление, завязка, кульминация и развязка – был показан фейерверк, запущенный в честь заключения мира с Турцией. Москвичам в 1775 году продемонстрировали целый огненный спектакль, который показал народу «спокойную», «обеспокоенную», «торжествующую» и «утешную» Россию. Толпа, по мнению историков, «ликовала и ревела». Отныне, фейерверкеры готовили для выступлений сценарии. Как любое произведение искусства – воздушные огни сверкали и искрились теперь со смыслом, а не только для потехи.
Новое развитие фейерверочной истории дал XIX век. Граф Аракчеев создал положение, которое сконцентрировало производство пиротехники в рамках государственного контроля. Это же столетие породило множество частных предпринимателей, которые занимались продажей фейерверков. Популярность огненных представлений неуклонно росла. Кроме того, увеличилось число их вариаций, дополнился состав, появились новые технологии, словом – возник прообраз настоящих пиротехнических шоу.
В начале XX века, фейерверки стали более доступными. Несмотря на то, что производство полностью перешло под контроль государства, развитие пиротехники понемногу набирало обороты. Правда, фейерверки прошлого столетия роскошью вовсе не отличались. Сложные экономические условия, Мировые войны, Великая Отечественная Война – заставили нашу страну бороться изо всех сил – было не до представлений. В эти страшные годы фейерверк получил новое и, наверное, самое важное свое значение, он стал неким символом для сплочения народа, поддержания его духа, неким огнем, согревающим душу. 
В Советское время пиротехнические представления активно использовались на государственных праздниках: День Победы, День Советской Армии, различные общезначимые юбилеи и даты. Прогремел фейерверк и на Олимпиаде 80 – да так, что запомнился всему миру. СМИ рассказывали об этом шоу на протяжении нескольких месяцев после завершения соревнований. И до сих пор это праздничное шоу в Москве считается одним из лучших представлений XX века.